ЗАПАД, АЗИЯ
На Западе и в Азии (США, Европа, Канада, Австралия, Япония) дизартрия рассматривается прежде всего как неврологическое нарушение.
Её диагностирует группа специалистов — неврологи, оториноларингологи, иногда нейропсихологи. Логопед, медицинский специалист с магистерским образованием, работает в тесной связке с врачами.
Процесс начинается с неврологического осмотра. При подозрении на дизартрию врач с помощью диагностического оборудования проверяет состояние черепно-мозговых нервов, тонус и силу мышц лица, языка, мягкого нёба, оценивает координацию дыхания, фонации и артикуляции. Выясняется происхождение нарушения — инсульт, черепно-мозговая травма, нейродегенерация, ДЦП или другие причины
Логопед проводит специализированное речевое обследование с использованием валидированных шкал. Основной инструмент — Frenchay Dysarthria Assessment (FDA-2), Анкета-инструкция Frenchay Dysarthria Assessment — стандартизированная батарея тестов, позволяющая оценить 7 (семь) ключевых функций:
- рефлексы,
- дыхание,
- голос,
- просодию,
- артикуляцию,
- резонанс
- интеллигибельность (понимание) речи.
Логопед выявляет (в том числе с помощью предыдущих исследований), какой тип дизартрии (спастическая, атаксическая, гиперкинетическая, гипокинетическая, смешанная) и насколько тяжёлая степень нарушения.
Диагностика дополняется инструментальными методами. Это:
- акустический анализ (с помощью компьютерных программ, например, Praat),
- видео- и аудиозапись речевых образцов,
- видеофлюороскопия глотания (если есть подозрение на дисфагию),
- фиброларингоскопия (ФЛС) для оценки голосовых складок,
- иногда МРТ/КТ для уточнения уровня поражения.
Особое внимание уделяется функциональной оценке.
На основании всех данных команда специалистов формирует диагноз и разрабатывает план реабилитации, который включает логопедическую терапию, дыхательные и голосовые тренировки, а при необходимости — аппаратные методы, например, использование вспомогательных коммуникационных устройств (AAC).
Цель такого протокола — раннее выявление неврологических проблем и минимизацию последствий.
Чтобы пациент с дизартрией не остался без общей неврологической помощи, а подход к лечению был системным.
АППАРАТУРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ
Для оценки состояния нервов при дизартрии используют:
- электромиографию (ЭМГ) — измеряет электрическую активность мышц, показывает, как нервы проводят сигнал;
- электронейрографию (ЭНГ) — оценивает скорость проведения нервного импульса по периферическим нервам;
- МРТ/КТ головного мозга — визуализируют поражения центральной нервной системы, включая ядра черепно-мозговых нервов;
- видеоэндоскопию/фиброларингоскопию — напрямую оценивают работу голосовых складок и мягкого нёба, управляемых черепными нервами;
- видеофлюороскопию — анализируют глотание и согласованность движений глотки и гортани.
Поэтому диагнозом «дизартрия» ни на Западе, ни в Азии не «разбрасываются».
РОССИЙСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИИ
В России дизартрию определяют в первую очередь логопеды. Они обычно направляют пациентов к неврологу, но редкий российский невролог знает даже слово «дизартрия», не говоря уже о сути этого нарушения.
Диагностика строится на клиническом логопедическом обследовании.
Российский логопед использует в диагностике инструменты наблюдения и описания, а не аппаратные методы. То есть это в основном:
✅ Логопедический анамнез— опрос родителей или пациента о развитии, травмах, заболеваниях, проблемах с речью, глотанием, дыханием.
✅ Осмотр артикуляционного аппарата— визуальная и пальпаторная оценка положения, формы, подвижности языка, губ, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти, иногда состояния зубов и прикуса.
✅ Оценка дыхания и голоса — логопед слушает, как человек дышит (тип дыхания, объём), как звучит голос (наличие, тембр, сила, устойчивость, наличие охриплости, осиплости).
✅ Проба на произношение — логопед предлагает воспроизвести отдельные звуки, слова, фразы, читает слоги, тексты, считалки, чтобы оценить дикцию, темп, ритм, плавность.
✅ Специальные логопедические пробы — например, попросить «улыбнуться», «надуть щёки», «показать язык», «дотронуться языком до верхнего нёба», «высунуть язык»; оценка рефлексов, синкинезий, гиперкинезов.
✅ Оценка слюнотечения — наблюдение, описательная фиксация.
В результате составляется
- Речевая карта,
- Логопедический паспорт
- Логопедический маршрут
Это оформляется как результат обследования в документах (стандартизированные анкеты или протоколы, разработанные внутри конкретного учреждения).
❌ Чего нет у Российский логопедов
– валидированных международных шкал (типа Frenchay Dysarthria Assessment);
– компьютерного акустического анализа;
– инструментальной диагностики (видеофлюороскопия, ЭМГ, ЭНГ)
Таким образом, российский логопед работает, по сути, руками, глазами, ушами и собственной компетенцией, часто без количественных или инструментальных данных. Диагноз формируется описательно, а не на основе формализованного балльного теста.
Не удивительно, что в Российском логопедическом сообществе у 50% детей диагностируется стертая дизартрия, с которой и «борется» подавляющее число логопедов, экстраполируя, к сожалению, методы этого ,в большинстве случаев, несуществующего нарушения на действительно существующие дизартрические нарушения.
Как в фильме:
— Видишь суслика?
— Нет.
-А он есть!
Справедливости ради, тут иногда есть плюсы. — Среди этих 50%, бывают, действительно, дизартрики, и они получают своевременную помощь. Но большинству детей дизартрию диагностируют ошибочно.
В тех странах, где дизартрию диагностируют аппаратно (Запад и Восток), дизартрию диагностируют у 1-2% детей. При этом ее выявляют у 50-80% детей с неврологическими заболеваниями (ДЦП и др.)
Забыла добавить, что в России дизартрию ставят только на речевом этапе.
С детьми, вроде, все понятно.
Но часто и потерявшим речь взрослым после инсульта тоже дизартрию или не ставят (а ставят афазию), или, если, если ЯВНО НЕТ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ, все равно работают не как должно работать к дизартрией, а как легче – как при афазии.